В общем, садимся и фиксируем. Что записано, то не пропадет. А уж пригодится кому-нибудь кроме меня - не буду голову ломать. Главное, что мне сейчас это прямо пригождается. Вот и хорошо.
П.С. Записи будут под тегами "воспоминания" и "страницы семейного альбома". "Воспоминания" - это, скорее, мои собственные, а "страницы" - это то, что я записывала по воспоминаниям других.
- молодго человека, который решил вести откровенные разговоры с каждым встречным и поперечным (http://project-splash.com/posts/pismo-nomer-vosemeksperiment-bez-lishnih-slov/766bia8087c)
- женщины, которая перестала откровенно разговаривать даже с близкими людьми (https://www.facebook.com/veronika.hlebova.9/posts/10208606663380064)
Меня удивило то, что я почти одинаково откликнулась на оба эти мнения - но ведь они противоположные? Или мне так кажется? Оба эти мнения мне чем-то близки... До недавнего времени я с удовольствием разговаривала с людьми, близкими и посторонними, на разнообразные темы. А с другой стороны, я все чаще я ловлю себя на том, что с возрастом мне эти разговоры все менее нужны. Что мне и так хорошо, без этих разговоров... Тем более, что в некоторых случаях почему-то получается, что я все больше спрашиваю, а меня мало кто спрашивает - и быть одной интересующейся стороной мне перестает нравится...
Наверное, не будь этих двух статей, я бы не задумалась обо всем об этом, не не зря же говорят, что на глаза попадается то, что пригождается...
Идем-гуляем, наслаждаемся весенним солнышком и обсуждаем покемоновские будни.
- Мы хорошо сражались и заработали денег. На что бы их потратить?
- Можно купить инкубатор, чтобы высиживать дополнительные яйца.
- И что нам это даст?
- Больше звездной пыли.
- Ага! А пыль зачем?
- Чтобы усиливать покемонов. Тогда они будут еще лучше сражаться и принесут нам еще денег!
- Конечно, давай!
Всё по Марксу :)...вообще-то февраль - не очень подходящее время для путешествий. Даже во время небольших прогулок участника ожидают определенные испытания: пасмурное небо, осадки в виде дождя или снега, мокрый пронзительный ветер. Но у нас, во-первых, было дело; а во-вторых погода отнеслась к нам благосклонно. Было не холодно, днем около плюс 7, и даже дождь шел не все время (а только всю субботу :).
Итак, на прошлых выходных мы отправились в Линц. Надо сразу сказать, что правильно называть его Линц-на-Рейне, потому что в Австрии тоже есть Линц, и более большой, так что наш Линц остается в тени своего известного брата. Но тут же можно добавить, что наш Линц хотя и мал, но удал. Мал, да - всего народу в нем даже меньше 6 тыс. человек. Но если прибавить туристов! Думаю, вдвое больше будет!!! Ну, может быть, в феврале и не вдвое. Зато летом может быть даже и втрое :))))
( Read more...Collapse )В этот раз Максиму достался роман современной немецкой писательницы Юлии Це "Unterleuten" (я от него в полном восторге и хотела бы написать хорошую рецензию сюда, но роман не переведен на русский язык, поэтому, видимо, большого смысла это не имеет). А мне - произведение немецкого классика сказочно-фантастической литературы Вальтера Мёрса "Город мечтающих книг" ("Die Stadt der Träumenden Bücher"). Я вообще-то Вальтера Мёрса читаю и люблю, но именно за этот кирпич мелким шрифтом браться не хотела. А Максим - ярый его поклонник и считает, что приличному человеку надо прочитать все его книги ;-)
Ну так вот, теперь история. После скитаний в подземельях Главный Герой книги Вальтера Мёрса встречает бухлингов. Они выглядят вот так:

Они живут в подземельях, наполненных книгами. В молодости каждый бухлинг должен выбрать себе одного писателя, чьим именем он отныне называется. Он собирает книги этого автора, хранит у себя в комнате и все его сочинения учит наизусть. В этом и состоит содержание его жизни. Плюс, конечно, поддержание общей инфраструктуры, отдых и починка всех найденных в катакомбах книг.
Главный Герой пожил в этом приятном мирке и отдохнул от своих приключений, а потом спросил одного бухлинга, а почему, собственно, они так делают: учат наизусть труды какого-нибудь писателя? Бухлинг, не раздумывая, ответил:
- Для меня это совершенно не вопрос. Для меня вопрос, а почему же остальные этого не делают?!
Прочитав это, я сразу же вспомнила вчерашний семинар по аутизму, который проводил молодой парень, сам аутист (он делился с нами своим опытом выживания в не-аутичном мире). Он рассказал, что во время беседы с одной аутичной и очень одаренной девочкой, она спросила его:
- Как ты думаешь, почему "те" люди отказываются от возможности постоянного самосовершенствования?!
Да... пожалуй, это и правда очень хороший вопрос.
Но я заранее понимала, как человек достаточно взрослый :), что все это просто игра, баловство и близко к сердцу принимать не стоит. Ну что такое эти интернетные игры? Пиксели на экране, картинки, приходящие из ничего и уходящие в никуда. Фикция, пшик!
И всё же, всё же... Уже неделя вот прошла, а я в мельчайших подробностях помню, как ловила Пикачу! Это редкий и особенно ценный покемон, он не попадался нам ни разу за все полгода. И вот - совсем недалеко от нашего дома!..
Сначала он появиося на экране под значком "обнаружены поблизости" и я затаила дыхание. Может и не показаться, если не повезет! Но нет, вот он, вот он на экране, можно ловить! Я сделала всё, что может сделать опытный ловец покемонов, когда видит ценную добычу:
- подкормила его малиной, чтобы успокоить
- выбрала самый лучший мяч для охоты
- прицелилась...
... и поймала с первого раза! Ура! В нашей коллекции есть Пикачу!
И вот что я вам скажу, дорогие друзья: если уж даже стихи растут из всякого сора, не ведая стыда, то мы можем добывать наши радости из любой фигни, встречающейся нам по дороге. Даже если она виртуальная. Ведь радости-то наши вполне реальные, а радости в итоге и составляют нашу самую что ни на есть реальную жизнь.

Но сначала о самом соборе. Он принадлежит цистерцианскому ордену и был построен в 1379 году. Потом, конечно, терпел разрушения и реставрировался. Внутреннее убранство очень скромное, я бы даже сказала, аскетическое. Но как и во всех подобных соборах, очень торжественно, очень просторно, очень возвышенно.

Вокруг разношерстные постройки, но каждый домик по-своему красив. Ресторан, кафе, мастерская по изготовлению украшений (ручная работа! загляденье!), гончарная мастерская (жаль, была закрыта), книжный магазин (из которого я ушла с большим трудом; купила только несколько подробных карт местности), подсобные помещения. Если гулять неторопясь, то час где-то на это уходит.


Мы с удовольствием прошлись по всем дорожкам, но главным открытием для нас было то, что в разные стороны от монастырского комплекса расходились дороги для прогулок и путешествий. Как я уже писала, дороги здесь пронумерованы и подписаны, все размечено и нанесено на карты. Если вы думаете, что это скучно, то зря. Мы все равно умудряемся залезть куда-нибудь не туда и если не заблудиться, так попасть в самые дебри. Кстати, не думайте, что все леса в Германии посматриваются насквозь. Нет, как раз здесь, в большом районе, который называется Бергишес Ланд, очень много густых лесов и незаселенных пространств. Так что карта и разметка дороги всегда будет очень кстати!

Из этих значков видно, что мимо Альтенберского собора проходит один из участков знаменитой паломнической дороги - Дороги Святого Якова. Такие дороги целой сетью покрывают Германию и Европу, чтобы потом соединиться в одну главную дорогу, проходящую по территории Испании. По другим участкам этой дороги мы ходили на Мозеле.
Дороги исключительно живописные: то идут по ущельям, где несколько мрачно, то выбираются на холмы, откуда открываются чудесные просторы. Мы также встретили ту самую речку Дюнн, которая потом образует большое водохранилище Dhünntalsperre.

Благодаря тому, что дороги идут по горам, они полны сюрпризов: идешь-пыхтишь, забираясь на довольно крутой подъем, но если догадаешься обернуться, то наградой тебе будет вот такой классный вид:

Мы сразу же решили, что будем сюда приезжать при возможности и при хорошей погоде. Посмотрим, предоставит ли там такую возможность нынешняя осень (судя по прогнозам, она обещает быть не такой легкомысленной, как в последние годы). Но так или иначе, наведаться сюда стоит, и не один раз!

Я думаю, что Водолазкина похитили. И подменили каким-то другим писателем, внешне похожим, а внутренне - ни капельки. А, нет, лучше так: Водолазкин сам ушел в тайгу, в скит, под именем Федора Кузьмича. А под его звездным именем издают произведения другого автора. И не спорьте со мной, пожалуйста, иначе я не смогу писать нормальную рецензию на этот роман.
Потому что я была восхищена "Лавром". И я до сих пор благодарна Евгению Водолазкину за то прекрасное ощущение удивления и открытия. И я не могу со спокойным сердцем ругать автора, перед которым я, получается, в таком долгу. Он мне, значит, подарок, а я ему что?
Так что давайте считать, что Водолазкина подменили, и я смогу разругать "Авиатора" в клочки. За что?
В первую очередь за хладнокровность. За низкую температуру общего настроения. Несмотря на то, что вроде бы по содержанию должны происходить страшные переживания, я просто читаю слова: "заплакал", "волновалась", "задрожал". Они несут мне информацию, не эмоции.
Это происходит потому, что "Авиатор" - роман идей, а не страстей. Автор строит конструкции из персонажей, расставляет их по местам, прибавляет антуража и символических предметов. Проводит параллели. Отсылает к источникам. Доказывает тезисы. Подкрепляет цитатами. Блещет эрудицией. За всеми этими умственными упражнениями не остается никакого места для живой души, для настоящей слезы или смеха.
И героя своего он не пожалел. Взял, вылепил для своих конкретных целей, дал пожить немного на воле, потом посадил в лагерь. Потом заморозил. Потом разморозил. Потом... Потом показал нам: вот видите, что получается, если делать то и это? Весь роман сделан нам в назидание, в учебу. Чтобы задумались и одумались. А Платонов - так, демонстрационный материал.
И вот что самое обидное-то: его и правда не жалко! Не жалко! Хотя казалось бы, кого и не пожалеть тогда! Но у меня не получилось. Уже где-то с середины романа не то что жалости мне было для него не найти, а досада появлялась, и в конце даже хуже. Ну что он такой занудный? Пишет, пишет... Шелестели листики, трещал костер, капала капель. Да в том-то и дело, что это было раньше живое, и осталось живое - выйди ты на улицу, пойди в лес, послушай! И листики сохранились, и костер можно запались, и капель капает за милую душу. А Платонову это все не надо. Он днем с огнем ищет ТУ капель, 1920-года, и желая ее вернуть, выписывает в дневнике мертвые слова: "капала капель". Как ты при этом разморозишься? Чтобы разморозиться, надо греться! А он не грелся, он не жил в настоящем, а все возвращался, возвращался в свое прошлое, жил прошлым, дышал прошлым воздухом. Эта прошлая, мертвая материя его и сгубила!
Ну что ж ты, Платонов! Хотела я закричать ему в лицо. Не сиди ты над своими тетрадками! Бери Настю, поезжай в лес, на реку. Не на кладбище только!!! На дачу (не на старую дачу, а сними новую дачу, свою). Вскопай грядку, посади редиску, собери новый урожай. Построй сарай, наноси туда дров - и так трудись, чтобы вспотеть, а потом обливаться из рукомойника. Рисуй, да, рисуй картины. Да делай же что-нибудь, елки-палки! Платонов совершенно не созидательный, а исключительно созерцательный персонаж. Он занят, по сути дела, только самим собой - он копит себя, копит маленькие воспоминания и прожитые моменты, чтобы, как в романе Стругацких, потомки могли восстановить его модель по этим деталям. Он пришел в живую жизнь, но не живет, а сразу готовится к смерти и боится умереть, консервирует себя. Стоит ли удивляться, что клетки от такой неживой жизни стали развоплощаться? Я читала, что деревья, которых уберегали от ветра, становились ломкими. Они не могли сопротивляться уже никакому дуновению воздуха. То же и Платонов. Без работы, без спорта, без энергичных занятий он истончился, весь ушел в свое ненаглядное прошлое.
Я сама берегу старый семейный архив. Я люблю черно-белые, а также и другие фотографии. Но в мире накоплено столько информации. Особенно сейчас, когда буквально все документируется, фотографируется, копируется и запоминается. Всё это мервое дело, пока какой-то файл не берет в руки живой человек и не начинает разбирать: это вот Марья Петровна, это Ванька, а это Шарик. И человек своей живой душой возвращает к жизни этих людей - своей памятью, любовью, нежными чувствами. Чтобы прошлое жило, нам надо самим себя строить и беречь. Воспитывать детей и внуков, продолжая линию уже ушедших предков.
Самое интересное, что в конце концов Платонов, кажется, обнаруживает, что все его записи были не нужны. Он вспоминает "надпись на воротах". Немного отступая от текста, скажу для непосвященных, что это была надпись на воротах Фонтанного дома, где жила Анна Ахматова: "Deus conservat omnia" - в переводе с латыни означает "Бог хранит всё" (Девиз графов Шереметевых). Хранит всё! Расслабьтесь, это хранение попрочнее будет и бумаги, и цифры. Просто живите, и постарайтесь, чтобы не было мучительно стыдно за свое нематериальное, но все же никогда не исчезаемое произведение.
нельзя ничему научиться, кроме учебы,
не нужной ни для чего, кроме учебы,
а ты думаешь о плодах,
что ж, бери,
ты возьмешь только то, что возьмешь,
и оставишь то, что оставишь.
Ты живешь только так, как живешь,
и с собой не слукавишь.
В этой вечнозеленой смерти, сказал Садовник,
нет никакого смысла, кроме поиска смысла,
который нельзя найти,
это не кошелек с деньгами, они истратятся,
не очки, они не прибавят зрения, если ты слеп,
не учебник с вырванными страницами.
Смысл нигде не находится,
смысл рождается, дышит,
цветет
и уходит с тобою вместе -
иди,
ты возьмешь только то, что поймешь,
а поймешь только то, что исправишь.
Ты оставишь все, что возьмешь,
и возьмешь, что оставишь.
Владимир Леви
Стереомузыку! В наушниках!
16 сентября нам было по 16. Если точно, то мне 16 без трех дней :)
16 сентября мы слушали песню "Там в сентябре".
Наше 16 сентября никуда не пропало, я помню его как сегодня. Песня осталась с нами; вот вчера слушала ее, когда бегала. Да и мальчик тоже тут!

